ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

Всевышний говорит так: 

«Если враг налагает на вас запретные условия (аш-шахру аль-Хaрāму), вы также можете ответить аналогичными запретными условиями (биш-шахри аль-Хaрāми); и подразумевается, что любое их нарушение (Аль-'Хурумату) приводит к справедливому возмездию (Кысасу). Таким образом, если кто-либо совершает против вас агрессию, вы преступаете против него в той же мере, в какой он преступил против вас, но при этом, совершая эти действия, всегда помните о Боге и знайте, что Бог с теми, кто помнит о Нём». (2/194). 

 

Всевышний продолжает: 

«О люди веры, вам предписано справедливое воздаяние (кысас) за убитых. Если главное лицо совершил убийство, то он предстанет перед законом, если подчинённый совершил убийство, то подчинённый предстанет перед законом, а если женщина совершила убийство, то она предстанет перед законом. Если же виновный будет в какой-то мере прощён братом убитого, то убийца должен выплатить родственникам справедливую компенсацию, дело должно быть рассмотрено должным образом и доведено до конца с благодарностью. Это - милость твоего Господа и акт Его благодати. Кто же отступит от этого решения, тому полагается мучительное наказание». (2/178).

 

Неприкосновенность жизни, имущества, чести и достоинства, личной жизни… 

Когда нападают на эти ценности, то возникает ответное право адекватного нападения. Справедливое ответное нападение/ возмездие осуществляется и прекращается после восстановления понесенного ущерба (потерь). Так агрессор (нападающий) подвергается наказанию в рамках нанесенного им ущерба. Это и является основным принципом уголовного права. Следующие три аята указывают на это со всей определенностью: 

 

«Итак, если вам приходится отвечать на нападки (в агрессии, споре), отвечайте только в той мере, в какой они направлены против вас. Но терпение гораздо лучше для стойких». (16/126), 

 

«Это так. Что касается того, кто отвечает на агрессию только в меру причиненной ему несправедливости, а потом снова подвергается агрессии, Бог обязательно поможет ему. Бог прощает и милует». (22/60),

 

«Но воздаяние за зло может само по себе стать злом! Поэтому, кто помилует и помирится, его награда - у Бога. Он не любит нарушителей прав человека». (42/40).

Замечу. Есть три типа посягательств и поэтому ответ должен быть такого же типа, к какому относится посягательство или ниже по степени воздействия..

Вербальное: унижения, насмешки, оскорбления. Ответ тоже вербальный.

Рукоприкладство: удары, побои. С учетом законодательства, которое не совсем справедливое и возможность подстав, лучше избегать противостояния, уйти, отойти, спрятаться, убежать.

Нападение с оружием: любой вид оружия способное нанести вред и лишить жизни (даже ручка представляет опасность в руках врага). Реакция как и на предыдущий вид покушения, кроме исключительных случаев, когда стоит выбор либо "или ты, или тебя".

Отдельно есть еще один тип "нападение на имущество": вредительство, кража, мошенничество, разбои "в законе" коррумпированными структурами в органах власти, правоохранительных и судебной системе (последние два пункта, по сути, одно и тоже, так как без "крыши" мошенничеством не занимаются).

Кроме того эти типы нападений делятся еще на две:

нападение на нас и нападение на наше имущество, близких.

Если на нас нападают, то мы имеем больше свобод, чем при нападении на постореннего человека, но нашего близкого (ребенок, жена, муж, брат, бабушка и даже друзья или соседи). Тут нужно быть осторожным и соблюдать баланс, сумев увидеть грань, где стоит вмешаться, выполняя человеческий долг (защищать друг другу, противостоять злу), а где нужно сдержаться, чтобы не и спровоцировать конфликт, не навлечь на себя проблему, не усугубить ситуацию.

 

У каждого преступления есть ещё измерение Судного дня (ахирата) и его наказание (для отступивших). Чтобы избежать его, следует раскаяться и отвратиться (от запретного и неверного).

 

Всевышний говорит так: «Поистине, тот, кто поступает неправильно и притесняет своё собственное внутреннее "Я", затем обращается к Богу за прощением, он найдёт Бога прощающим и милосердным;». (4/110).

 

Эти общие принципы неприкосновенности жизни, имущества и личной жизни конкретизируются последующими аятами. Со своей стороны, это значит, что наказания за преступления в этой сфере ориентируются на указанные общие принципы. Рассмотрим конкретные примеры применения на практике указанных общих положений (принципов). 

 

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЖИЗНИ. 

Если преступление против жизни имеет место как следствие несчастного случая, то оно наказывается откупом и искуплением, если оно совершается на сознательной основе и выступает как следствие преднамеренного злого умысла, оно наказывается кысасом (соответствующим возмездием, оплатой, местью; см. 2/178.) или вечным адом. 

 

НАКАЗАНИЕ ВЫКУПОМ И ИСКУПЛЕНИЕМ.

Всевышний говорит так: «Не разрешается правоверному убивать правоверного, кроме как по недоразумению; а тому, кто убил правоверного по ошибке (как следствие несчастного случая), возмещение - освобождение шеи пленного (долгового рабства) от бремени/ обязанности (Фатаĥриру Ракабати) и выплата оговоренной суммы (маруф) за кровь его наследникам, только если они проверят и подтвердят это (йасаддаку); если же убитый - из вражеской общины, но он был правоверным, то наказанием является освобождение шеи правоверного пленника (или долгового рабства); если же убитый - из общины, с которой у вас заключен договор, то наказанием является выплата кровной суммы его наследникам, а также освобождение шеи правоверного пленника (долгового рабства) от его бремени/ обязанности. Однако тот, кто не может найти пленника для освобождения, должен в качестве покаяния перед Богом пройти двухмесячный курс строгого обучения воздержанию/ самоограничению от дурной практики (саум). Бог - Всезнающий, Всемудрый». (4/92). 

 

Поскольку жизнь даёт Бог, постольку и преступление против неё, на деле, направлено против Бога… Пленник (или долговой раб) подобен мёртвому. Дать ему свободу – всё равно, что оживить мертвого. Потому дать свободу пленнику (или долговому рабу-мумину) рассматривается в данном случае как компенсация за нанесённый ущерб. Кто не может найти долгового раба-мумина для освобождения от бремени, тот, как отмечается в аяте, должен пройти двухмесячный курс строгого обучения воздержанию/ самоограничению от дурной практики. Ибо Бог не нагружает никого сверх его сил… Все это и есть искупление вины, её заглаживание. Они компенсируют вину и способствуют её прощению. Это освобождает виновного от ответственности за эту вину в Судный день. Расплата за убийство человека – это оплата семье «стоимости (цены) его крови», то есть откуп. Так семья получает компенсацию за потерянного своего члена, что способствует ослаблению её враждебных чувств. 

 

КЫСАС - ВОЗМЕЗДИЕ И ВЕЧНОЕ НАКАЗАНИЕ АДОМ.

Сознательное убийство человека наказывается Богом, вечным адом и его мучениями. Само убийство правоверного/ мумина ведёт к тому, что он теряет право на вечную счастливую будущую жизнь. 

Об этом Коран говорит так: «А кто умышленно убьёт правоверного, тому воздаяние - Ад, в котором он будет пребывать вечно. На нём гнев Божий и проклятие Божие, и готово для него суровое наказание». (4/93).

 

А ещё убийце выносится смертный приговор. Он является адекватной мерой за содеянное им преступление.

Об этом Коран говорит так: «О люди веры, вам предписано справедливое возмездие (кысас) за убитых; вопрос о главных лицах должен решаться с главными, об общих подчиненных - с общими подчиненными, а о женщинах или слабых - с такими же категориями...» (2/178). 

 

В смертном приговоре, выносимом убийце, последнее слово принадлежит семье убитого.

Всевышний говорит так: «Вы не должны лишать человека жизни, поскольку Бог сделал её священной, кроме как по справедливости (через соответствующий суд). В случае несправедливого убийства Мы даровали права ближайшим родственникам жертвы. Вместе с этим правом на воздаяние приходит и ответственность: поскольку закон помогает им, он (ближайший родственник) не должен выходить за рамки". [2:178, 5:32, 6:152, 42:40. Илла биль-Хакк = Кроме как по справедливости = Кроме как по законному основанию]» (17/33). 

 

Семья убитого может простить убийцу.

Всевышний говорит так: «...Если же виновный будет в какой-то мере прощён братом убитого, то дело должно быть рассмотрено должным образом и доведено до конца с благодарностью. Это - милость твоего Господа и акт Его благодати. Кто же отступит от этого решения, тому полагается мучительное наказание». (2/178). 

 

Убийца может раскаяться. Ибо нет преступления, которое не прощается с раскаянием.

Скажи (так говорит Бог): «О вы, служители Мои, которые до сих пор расточали свои собственные "Я"! Не отчаивайтесь в милости Божьей. Бог прощает ваши недостатки и защищает вас от пагубности всего того, из-за чего вы отстали в своём развитии, ибо Он - Прощающий, Милосердный. Итак, обратитесь к вашему Господу и предайтесь Ему, пока не закончился период отсрочки и вас не постигла гибель. Тогда вам не будет оказана помощь» (39/53-54). 

 

«Это - те, которые не призывают никого, кроме Единственного Бога, не унижают и не лишают человека жизни, которую Бог сделал священной, кроме как по справедливости (через суд), и не портят сущность Дин (وَلَا يَزْنُونَ ) = (божественную дисциплину). А кто поступает подобным образом, те низводят собственную людскую сущность. Воздаяние в День воскресения будет для них удвоено, и там они будут пребывать в длительном унижении, кроме тех, кто вернётся на правильный путь, уверует в постоянные ценности и примет меры к исправлению. Для таких Бог заменит дурные последствия их злых деяний на уравновешивающие последствия добрых дел. Бог - Прощающий, Милосердный!» (25/68-70). 

 

ПОРЧА СУЩНОСТИ ДИНА - БОЖЕСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 

Порча сущности Дина - Божественной дисциплины, наказывается утратой многих прав - наложенных по закону ограничений и понижением статуса на ряду с честным и порядочным человеком. Это условие является всеобщим, оно относится как к мужчине, так и к женщине. 

 

Всевышний говорит так: 

24/2 Что касается стороны, уличенной в порче сущности божественной идеологии - Дина (Аз-Занийату), и человека, совершающего то же преступление (Аз-Зāни), каждый из них должен быть обуздан и связан (Фаджлиду) сотней уз/ поражением в правах (Миа'ата Джалдати). И если у вас есть вера в Бога и Грядущее, то вы не должны допускать в своём сердце никаких мыслей об уступках в их пользу в этом важнейшем вопросе, который относится к божественной дисциплине (Фи Дини ал-Лахи). А в качестве свидетелей их наказания должен быть назначен контингент ответственных Муъминин.

 

24/3 Портящий истинную сущность божественного учения - Дин - (Аз-Зāни), не будет иметь тесной связи с (Ла Йанкиху) кем-либо, кроме группы/ партии/ организации, занимающейся той же порчей (Занийатан) или с группой Мушриката; а с партией, стремящейся испортить суть божественной идеологии - Дина (Аз-Занийату), не объединится (йанкихухā) разве что портящий (Занин) или Мушрик. И такое поведение запрещено (хуррима) людям веры и мира (Муъминин). 

 

Защита обеих сторон чрезвычайно важна. 

24/4 Тех, кто обвиняет благородных мужчин и женщин (Аль-Мухсанāти) в порче сущности идеологии - Дина, а затем не представляет четырёх свидетелей (суд должен обязать); то каждый из обвинителей должен быть обуздан и связан многими узами/ поражением в правах. И никогда в будущем не принимать их свидетельства. Они удалились от истины/ ценностей (аль-Фасикун)".

[24:23. Фаасик = тот, кто отходит от чего-то. Зависит от контекста]. 

24/5 Кроме тех, которые потом раскаиваются и исправляются. Ибо Бог - Прощающий, Милосердный. 

 

Всевышний удаляет грехи человека, компенсируя (за счет) добрыми поступками.

Повторим аяты: 

«Это - те, которые не призывают никого, кроме Единственного Бога, не унижают и не лишают человека жизни, которую Бог сделал священной, кроме как по справедливости (через суд), и не портят сущность Дин (وَلَا يَزْنُونَ = божественную дисциплину). А кто поступает подобным образом, те низводят собственную людскую сущность. Воздаяние в День воскресения будет для них удвоено, и там они будут пребывать в длительном унижении, кроме тех, кто вернётся на правильный путь, уверует в постоянные ценности и примет меры к исправлению. Для таких Бог заменит (компенсация) дурные последствия их злых деяний на уравновешивающие последствия добрых дел. Бог - Прощающий, Милосердный! И кто возвращается на правильный путь и принимает меры по исправлению, тот, поистине, обратился к Богу, как должно обращаться». (25/68-71). 

 

СВЯЗИ С КАФИРАМИ, МУШРИКАМИ И МУНАФИКАМИ. 

Всевышний говорит так: 

«Бог не запрещает вам проявлять щедрость и справедливость к тем, кто не противостоял вам в вопросах вашей веры/ дисциплины/ идеологии/ доктрины и не изгонял вас из ваших родных мест, поистине Бог любит справедливых. [см. 12] Но Бог запрещает вам дружить [см. 13] с теми, кто сражался против вас за вашу веру/ дисциплину/ идеологию/ доктрину и изгонял вас из ваших домов или участвовал в вашем изгнании (кафиры, мунафики, мушрики); так что те, кто дружит с ними, совершают явное зло - несправедливость». (60/8-9). 

 

[12]. «О люди веры, не принимайте моих врагов и ваших врагов за друзей (кафиры, мунафики, мушрики), проявляя к ним своё расположение, в то время как они отвергли истину, которая пришла к вам, и изгоняют вас и посланника божьего только за то, что вы верите в своего Господа и если вы идёте по Моему пути, ища Моего одобрения. Вы тайно проявляете к ним расположение, а Я знаю обо всём, что вы скрываете, и о том, что вы делаете открыто. А кто из вас поступает так, тот сбился с прямого пути». (60/1). 

 

[13]. «О правоверные, не берите в союзники тех, кто насмехается над вашей верой, из тех, кто был наделен Книгой до вас, и отрицателей истины (кафиры, мунафики, мушрики). И оставайтесь сознательными перед Богом, если вы истинно верные». (5/57). 

 

Аят говорит о трёх категориях, в отношениях с которыми запрещает поддерживать близость:

 1. Те, которые воюют с правоверными - муслимами по вопросам Дина (дисциплины),

 2. Те, которые выдворяют правоверных - муслимов из села. города, страны в связи с их вероубеждением,

 3. Те, которые содействуют им (изгоняющим/ выдворяющим).

 

Всевышний продолжает тему так: 

«И сражайтесь во имя Бога только с теми, кто ведёт против вас войну, но не совершайте агрессии, ибо, поистине, Бог не любит агрессоров. И сражайтесь с агрессорами, где бы вы ни столкнулись с ними, и прогоняйте их оттуда, откуда они прогнали вас, ведь зло и преследование (фитнатун) ещё хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними, пока действуют ограничительные меры/ условия (саум), пока они сами не снизойдут до их нарушения и не начнут сражаться. Тогда, если они будут сражаться против вас, вы тоже отвечайте им. Таково воздаяние тем, кто отрицает истину. Если же они отступят - то, Бог многопрощающий, податель милости. Поэтому сражайтесь с ними, пока не прекратится притеснение и не будет соблюдаться божественная дисциплина. Если же они утихнут, то всякая вражда прекратится, кроме как против тех, кто умышленно совершает зло». (2/190-193).