«УЗАЙР — СЫН БОГА»

Иудеи говорят: «Узайр - сын Бога», а христиане говорят: «Мессия - сын Бога» 9/30. 

 

1. Попытаемся разобраться в этой проблеме в контексте самого Корана. Интересно то, что арабское слово «عُزَيْرٌ» (‘узайрун), понимаемое как имя собственное «Эзра», в Коране встречается только один раз. Таким образом, нет другого места в кораническом тексте, которое бы опровергало то мнение, что данное слово является именем собственным и обозначает именно библейского «Эзру». 

 

2. Разберём слово «عُزَيْرٌ» (‘узайрун) с семантической точки зрения. С точки зрения морфемики его корнем является слово из харфов «عزر» (‘айн-за-ро), которое переводится как «порицать, осуждать; делать выговор». В следствие чего возникает следующий вопрос: «Кто имеет провомочный статус кого-либо порицать и осуждать?», ответ один: «Судья». В свете приведённых доводов, слово «عُزَيْرٌ» (‘узайрун) вполне можно перевести по смыслу как «судья». 

 

3. Интересно и то, что в 20 суре 87 аяте, проходит арабское слово « السَّامِرِيُّ » (Aс-Сāмири), исследования которого дали смысловое значение отличное от традиционного перевода, а так же действия ас-Сāмири упоминаемые далее в 20/88; привели к ниже изложенному результату. 

 

И так прочитаем отрывок 20/87-88. 

Они сказали: Мы не собирались нарушать обещания. Но вот что случилось. Мы были обременены греховным грузом украшений, и поэтому мы бросили их в огонь, как предложил этот ас-Саамири. Затем он (Саамири) изготовил изображение телёнка, оно даже издавало звук, похожий на мычание, когда ветер дул в него. И молвил он: «Это ваш бог и бог Моисея (Мусы), но он забыл». 20/87-88 

 

[Ас-Саамири не был шумерийцем. Он был родом из Северной Индии. В трактате Бабу Раджиндры "Кастрация касты" говорится о принадлежности Саамири к индийским "неприкасаемым". Устав от апартеида, он попытался заложить основы новой смешанной касты, которая могла бы общаться со всеми четырьмя кастами индуизма. В результате он был изгнан могущественными браминами и оказался в Египте, а затем последовал за Моисеем в Исходе. В его крови текла кровь поклонения коровам. Бок о бок с золотым тельцом израильтян символизировал многовековое египетское влияние. Египтяне поклонялись "священному" быку АПИСу, который считался богом-воплощением. Душа священного быка после смерти должна была трансмигрировать в другого идола по имени Осирис, которому они поклонялись как сыну Бога. Вспомните Узайра, упомянутого в Коране (9:30). Некоторые евреи в Аравии, всё ещё находясь под влиянием древнеегипетских традиций во времена возвышенного Посланника, верили в Узайра или Осириса, бога-быка, как в сына Бога]. 

 

Эту-же концепцию поддерживают и другие отрывки - аяты: 

...но после этого вы привязались к тельцу и стали преступниками. 2/51 

...Тогда они приняли к сердцу тельца после того, как к ним пришли ясные знамения. 4/153 

 

Смысловой перевод разбираемого отрывка - аята: 

 

Иудеи говорят: «Узайр (Осирис) - сын Бога», а христиане говорят: «Мессия - сын Бога». Они лишь произносят своими устами беспочвенные заявления, следуя утверждениям, сделанным в прежние времена людьми, отрицавшими истину. Бог осуждает их. Они заблуждаются. 9/30 

 

[Многие евреи Аравийского полуострова верили, что Осирис, египетский идол, был Сыном Божьим, а другие считали Сыном Божьим Эзру, который восстановил Тору после того, как она была утеряна в Вавилонском изгнании, а так-же в древне-еврейские времена был период называемый - эпоха судей, в котором все вопросы в общине решали судьи, так как считалось, что слово судьи - это слово Божье; см. Книга Судей Израилевых, глава 16]. 

 

Резюмируя хочется отметить, что все эти три понятия в разных течениях иудаизма, имеют место быть. Понимание слова «عُزَيْرٌ» (‘узайрун) относится как к «Осирису», так и к «Эзре» и к «судьям».