ДЖИХАД

 

(Часть 1). 

Производная - (جِهَاد): Проходит в 4 аятах. 

Корень - (جهد ): Проходит в 36 аятах. 

 

Введение: Разъяснение Кораном. 

 

9/24 Скажи: Если ваши родители, ваши дети, ваши братья и сёстры, ваши супруги, ваше племя, и богатство, которое вы приобрели, и дело, в котором вы боитесь упадка, и дома, которые вы любите, дороже для вас, чем Бог и Его посланник и стремление (Джихāди) к Его делу, то ждите, пока Бог не исполнит Своего повеления. Бог не направляет тех, кто отклоняется от Божественных законов. 

 

22/78 И усердствуйте (Джāхидуу) на пути Божьем с подобающей Ему решимостью, ибо Он избрал вас и не возложил на вас никаких трудностей в вопросах обязательства, дисциплины вашего праотца Авраама (Ибрахима). Он назвал вас, верными миру/ миротворцами (Муслимина) в прошлые времена и теперь, в этом Откровении, чтобы посланник был свидетелем над вами, а вы были свидетелями над человечеством! Итак, установите Божественную систему (Фа'акиму Ас-Салаата), установите справедливый экономический порядок ('Āтуу Аз-Закаата) и держитесь Бога. Он - ваш Покровитель; какой прекрасный Покровитель и какой прекрасный Помощник! 

 

25/52 Итак, не слушай отрицателей истины и с величайшим усердием (Джихадан Кабира) веди борьбу против них посредством этого Корана. 

[Джихадан Кабира = Величайшее усердие = Усердие на пути Божьем посредством Корана]. 

 

60/1 О люди веры, не принимайте Моих врагов и ваших врагов за друзей, проявляя к ним своё расположение, в то время как они отвергли истину, которая пришла к вам, и изгоняют вас и посланника божьего только за то, что вы верите в своего Господа и если вы стремитесь идти (Хараджтум Джихāдāaн) по Моему пути, ища Моего одобрения, то не проявляйте в тайне к ним расположение, а Я знаю обо всём, что вы скрываете, и о том, что вы делаете открыто. А кто из вас поступает так, тот сбился с прямого пути. 

 

[Джихад = Усердствовать, Сремиться, Стараться, Трудиться, Напрягаться, Прилагать усилия, Бороться с трудностями, ...изо всех сил стараться, что-бы цель на пути Божьем была достигнута.] 

 

 

ДЖИХАД. (Часть 2). 

 

Это будет джихад на пути Божьем! 

 

9/18 Только тот должен оживлять и поддерживать (Йамуру) заповеди Бога в центрах управления (Масажида Ал-Лахи) и возделывать их, кто уверовал в Бога, в последний этап жизни; и усердно стремится установить Божественную дисциплину/ систему (Ва 'Акама Ас-Салаата); и обеспечивает справедливый экономический порядок - средства пропитания и роста (ва 'Āтá Аз-Закаата), и не повинуется никому, кроме Бога; ибо такие могут надеяться оказаться на верном пути (Аль-Мухтадина)! [Йа'мур = Поддерживать или управлять - оживлять]. 

 

Всевышний продолжает: 

9/19 Неужели вы думаете, что, простое утоление научной жажды (сакаая) тех, кто ищет согласия с вашей верой, обменявшись аргументами (аль-Хаадж) и просто почтив ('имаарата) своим присутствием нерушимый божественный центр покорности равнозначно и вы сможете встать в один ряд с теми вашими сподвижниками, которые не только верили в Бога и будущую жизнь, но и вели практическую борьбу (Джāхaдa) на местах для достижения Божьих целей? Нет. Обе эти категории не равны перед Богом. И помните, что Бог не ведёт тех, кто пренебрегает заслугами (Заалим). 

 

Значит основной задачей является усердие = джихад - практическая борьба для достижения цели на пути Божьем.

«Джихад» происходит от корня الجهد. «Джихд» означает «достижение результата в ходе безупречной работы». Действующий в этом направлении человек встречает препятствия в виде других, извините, «джихдов». Своей безупречной работой он преодолевает эти препятствия и достигает цели. Эти усилия и есть джихад. Если это имеет место с искренним намерением и в соответствии с волей Божьей, то это будет джихад на пути Бога. И усилия в совершении установлении божественной дисциплины, системы (акимус-солят) в соответствии с заданными для неё условиями – это тоже есть джихад. Ибо на пути установления божественной дисциплины есть препятствия, создаваемые иблисами. После завершения одного дела следует направиться на другое дело или другой джихад.

Всевышний говорит так:

94/5-8. Поэтому следует понимать, что наряду с невзгодами есть лёгкость и изобилие. Воистину, наряду с невзгодами всегда есть лёгкость и изобилие. Поэтому, когда ты освободишься от других дел (фарагта), отправляйся, чтобы твёрдо установить своё управление (фа-ансаб); и к целям твоего Господа (илаа Рабби-ка) сохраняй стремление и бдительность (фа-аргаб). 

 

9/20 Те, которые достигли веры, совершили вынужденное переселение и усердствовали (Джāхaду) в деле Бога своим имуществом и своей жизнью, имеют более высокий статус перед Ним. Это те, кто достиг успеха. 

 

КОРАН О ВЕЛИКОМ ДЖИХАДЕ. (Часть 3). 

 

Как Бог характеризует «джихад» в Коране? 

 

Джихад – это общее понятие (название) для всех действий на пути Божьем, связанных с борьбой за дисциплину Корана и его объективное познание. В этом смысле доносить Коран до людей и объяснять его, является, великой борьбой (джихадом). Поэтому, установление предписаний Корана (акиму-салят) и донесение их до людей в обществе – является наивысшим джихадом на пути Божьем.

Бог об этом говорит так:

25/52 Итак, не слушай отрицателей истины и с величайшим усердием (Джихадан Кабира) веди борьбу против них посредством этого Корана. 

Здесь стоит подчеркнуть один момент. Дело в том, что слово «джихад» имеет широкое значение. Но со временем в сознании мусульман оно стало пониматься только как битва (сражение) за веру с неверными, отступниками. Когда изучаешь аяты Корана, понимаешь, что все аяты о джихаде направлены на вдохновление верных миру, на усердие на пути Божьем (см. 8/65). 

8/65 О Вестник! Вдохновляй верных во время войны. Если среди вас будет двадцать терпеливых в бедах, то они одолеют две сотни, а если среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверных, ибо они - народ, не понимающий (вечных наград). 

И ещё. Суть всех аятов о джихаде вытекает из действий первых мусульман, воевавших за веру/ дисциплину Бога против мушриков. Т.е. мусульмане во главе с посланником вели борьбу с мушриками. Это и закрепилось в понимании джихада. Можно учесть ещё один момент. Сражения мусульман против мушриков не ставили задачи завоевания их территории. Их целью было искоренить идолопоклонство и призвать людей к единобожию. То есть решались задачи, заданные самим Богом (см. 9/14-15). 

9/14-15 Сражайтесь с ними! Бог накажет их вашими руками, и Он унизит их, и даст вам победу над ними, и Он успокоит груди тех, кто уверовал. Он удалит гнев из их сердец. Бог милостиво обращается к тому, кто хочет обратиться к Нему, и принимает меры по исправлению ситуации. Ибо Бог - Всезнающий, Мудрый. 

А отличившимся в сражениях «муджахидам» (сражающимся во имя Бога), Богом было обещано вознаграждение в будущей жизни… 

Сражения/ борьба, которые ведутся Богом против мушриков, имеют в виду утверждение единобожия на земле. И никаких других целей (завоевание и пр.) не преследуют (см. 8/39). 

8/39 Сражайтесь/ ведите борьбу с теми, кто упорствует в агрессии, пока не прекратятся преследования, и все конфессии будут свободно приниматься только ради Бога. Если же они прекратятся, то Бог - провидец того, что они делают. 

 

Потому Бог и назвал эту борьбу с мушриками за веру – джихадом. Так это осталось за ним и по сей день. Т.е. порой джихад ещё и сегодня сводят к его историческому смыслу, связанному с войной против неверных за утверждение единобожия и Его дисциплины. (см. 2/190). 

2/190 И сражайтесь во имя Бога только с теми, кто ведёт против вас войну, но не совершайте агрессии, ибо, поистине, Бог не любит агрессоров. 

Бог продолжает: 

60/8-9 Бог не запрещает вам проявлять щедрость и справедливость к тем, кто не противостоял вам в вопросах вашей веры/ идеологии/ дисциплины и не изгонял вас из ваших родных мест, поистине Бог любит справедливых. Но Бог запрещает вам дружить с теми, кто сражался против вас за вашу веру/ идеологию/ дисциплину и изгонял вас из ваших домов или участвовал в вашем изгнании; так что те, кто дружит с ними, совершают явное зло - несправедливость. 

Как видим, военные действия с мушриками велись за веру и изгнание верных с их место проживания. И даже при том, что бóльшая часть неверных выступала против верных, Бог все же не запрещает людям веры и мира проявлять «доброту и уважение» к тем мушрикам, которые не были враждебно настроены против верных и тех, которые раскаялись в своих поступках.